Интервью Павла Шестопалова и Йорга Шрайбера порталу 66.RU

Йорг Шрайбер, генеральный директор «Мазда Мотор Рус» и глава комитета автопроизводителей «Ассоциации Европейского Бизнеса в России»

Собственно, о «Мазде» и о том, как себя чувствует иностранный бизнес в нашей стране, мы и поговорили на открытии дилерского центра марки в… Нижнем Тагиле.

— Какой смысл строить большой автоцентр в провинции? Инвестиции внушительные, объемы продаж скромные.
— Тут народ тоже имеет право на красивое и современное обслуживание. Вопрос формата: в таких городах салоны меньше, чем в Москве или Питере, они приспособлены к региону, но автомобили мы предлагаем те же, что в столицах, как и сервис, — клиент в регионах тоже должен получать самое лучшее.

Что касается стоимости… Не вдаваясь в подробности, скажу, что мы стараемся быть намного более эффективными, чем часть наших коллег, которые импортируют даже стройматериалы, — у нас все местного производства: стекло, отделка. Стоимость строительства у нас относительно низкая.

Но инвестиции в ДЦ — это билет для предпринимателя, необходимый, если он хочет представлять бренд. Дальше можно делать это умно или глупо. Мы не принимаем проекты, где окупаемость на бумаге посчитана очень консервативно и превышает пять лет. Это долго.

Максимум — пять лет, и деньги должны вернуться к инвестору.

А есть дилеры, которые работают по 20 лет и до сих пор не окупили инвестиции.

Мы со своей стороны стараемся, чтобы не было лишней нагрузки на бизнес дилера. И в конце концов, на клиента — эти деньги же на них перекладываются.

— Про нагрузку на дилеров. Слышал от некоторых из них жалобы на то, что программы стимулирования продаж, скидки делаются за счет урезания их прибыльности, а не из кармана импортера. Реален вариант, при котором всем хорошо: клиенту — скидка, импортер и дилер не в минусе?
Павел Шестопалов (ГК «Автоплюс») — Отвечу за Йорга. До последнего года Mazda был самым прибыльным брендом для дилеров в России. Но с учетом того, что продажи проседают, этот год для нас менее прибыльный. Для Mazda, думаю, тоже.

Те программы, которые вводятся, немного стимулируют рынок, мы стали продавать больше — во второй половине года точно. Относительно «Мазды» эти программы довольно сбалансированы и для дилера, и для импортера. По другим брендам… Бывает хуже ситуация, есть лучше.

Йорг Шрайбер: — Мы пытаемся держать такую политику в плане акций и поддержки, чтобы получалась стабильная картина. И не было ситуаций, когда один клиент купил автомобиль по акции и остался доволен, другой пришел после акции — и ему не повезло с ценой. Такого не должно быть.

Ценовой диапазон должен быть стабильным и предсказуемым для клиента.

— Российский малый и средний бизнес считает, что работать в России сложно. А как наши условия видят иностранцы и насколько привлекательна наша страна инвестиционно?
— Там, где ты живешь и вырос, — там и твой бизнес. Если ты россиянин и хочешь заниматься бизнесом, надо делать это в России.

Из-за рубежа это видится так: да, бывают места, где бизнес вести полегче: меньше инспекций, меньше бюрократии. Я сам немец и знаю, что у нас тоже много бюрократии, она везде есть.
Насколько [Россия инвестиционно] привлекательна — мы в Mazda ответили на этот вопрос: пришли сюда 15 лет назад, открыли автозавод в присутствии президента России, производим двигатели на Дальнем Востоке.

В общем, мы для себя решили, что Россия достаточно привлекательна и мы будем здесь заниматься бизнесом.

Да, бывает и полегче, но как есть — так есть. Всегда есть плюсы и минусы, но плюсов и перспектив мы видим больше. Даже при всех текущих проблемах.

— Был взрывной рост авторынка в 2000-х, был второй рост с 2010 по 2013, было два кризиса, есть текущая ситуация. В какой период работать было интереснее, а в какой — сложнее всего?
— Наиболее сложный период был в 2008−10 годах, когда произошел обвал всего рынка по всей стране. Падение на 50% разом — такое бывает редко. Это было достаточно сложно, с другой стороны, тоже интересно. В России никогда не скучно.

Когда уже думаешь, что все под контролем, правительство придумает что-нибудь новое.

Но вот мы уже привыкли в полушоковом состоянии ждать август, а сейчас — уже второй август подряд! — ничего не произошло. Скучновато стало!

Возможность больших сюрпризов есть всегда — положительных или негативных. Поэтому привыкать к какому-то статусу в России сложно и не надо.

Интервью опубликовано на портале 66.RU

Jaguar Land Rover Volvo Audi Lexus Toyota ŠKODA Mazda KAIYI OMODA JAECOO UNI Changan Geely
Бренды
Обратная связь Записаться на сервис